Дайджест СМИ
Оцените новость:
Голосов:  6
369
03.11.2021 в 22:56

 
 
 
Представляем дайджест публикаций германских СМИ №36 от 3 ноября 2021 года. 
 
 
 
22.10.2021 
 
Обновлены критерии для присуждения сертификационного знака «Голубой ангел» (Blaue Engel) для печатной продукции (DE-UZ 195), которая производится экологически чистым и ресурсосберегающим способом. В частности, исключено использование стойких перфторированных и полифторированных веществ, ужесточены предельные значения для высоколетучих органических соединений. 
 
Использование перфторированных и полифторированных алкильных веществ (PFAS) в печатных красках и лаках было ограничено, поскольку эти стойкие вещества практически не разлагаются в окружающей среде. Федеральное агентство по охране окружающей среды (Umweltbundesamt) уже давно призывает ограничить или запретить использование этих вредных веществ. 
 
«Голубой ангел» – это экологический знак правительства Германии, которым отмечаются особо экологически чистые продукты и услуги. В настоящее время более 12 тыс. товаров и услуг от более чем 1,6 тыс. компаний сертифицированы этим знаком. Критерии пересматриваются через регулярные промежутки времени для дальнейшего развития требований сертификационного знака.
 
Знак «Голубой ангел» для печатной продукции существует с 2015 года. В настоящее время 65 полиграфических предприятий выпускают книги, журналы, газеты, брошюры, каталоги и листовки в соответствии с критериями данной экологической маркировки. Высокие требования предъявляются к использованию таких материалов, как переработанная бумага, печатные краски, клей, чистящие средства, а также к самому процессу печати.
 
 
 
 
26.10.2021
 
В соответствии с правилами государственной помощи ЕС Европейская комиссия одобрила схему субсидирования организаторов ярмарок и выставок в Германии в условиях распространения коронавирусной инфекции в размере 150 млн евро.
 
Цель – компенсировать расходы на организацию указанных мероприятий в период с 1 октября 2021 года по 30 сентября 2022 года в случае, если их придется отменить из-за введения ограничений.
 
Мера доступна для организаторов любого размера, работающих в Германии. Компенсация ограничивается фактическими чистыми затратами на отмененную ярмарку или выставку, то есть затратами за вычетом любых сумм, полученных от страховки или других источников. Помощь предоставляется в виде прямых грантов в размере до 80% от вышеуказанных затрат.
 
Комиссия пришла к выводу, что схема соответствует статье 107(2)(b) Договора о функционировании Европейского союза (TFEU). В частности, схема будет, во-первых, компенсировать ущерб, непосредственно связанный со вспышкой коронавируса и ограничительными мерами, принятыми в Германии, и, во-вторых, предусмотренная компенсация не будет выходить за рамки того, что необходимо для возмещения ущерба.
 
Неконфиденциальная версия решения будет доступна под номером дела SA.64720 в реестре государственной помощи на сайте Генерального директора ЕС по конкуренции.
 
 
 
 
27.10.2021
 
Продолжается рост цен на строительные материалы. В частности, продолжился рост цен на лесоматериалы: в сентябре 2021 года они выросли на 8,4% по сравнению с предыдущим месяцем. «Сейчас уровень цен на 137% выше уровня предыдущего года», – прокомментировал Тим-Оливер Мюллер (Tim-Oliver Müller), исполнительный директор Федерации строительной промышленности Германии (Hauptverband der Deutschen Bauindustrie). По его словам, в этом случае эффект базы из-за временного снижения НДС во 2-й половине 2020 года не играет роли, поскольку индексы цен производителей приведены без учета НДС.
 
«Рост цен на строительные материалы с начала года нанесет ущерб прибыли большинства строительных компаний, поскольку лишь небольшое число из них в состоянии полностью переложить возросшие цены на своих клиентов», – объяснил ситуацию Т.Мюллер: согласно результатам осеннего исследования Creditreform Berlin Brandenburg Wolfram GmbH & Co. KG (Германия), только 16% опрошенных строительных компаний заявили, что смогут полностью переложить повышение цен на своих клиентов.
 
 
 
 
27.10.2021
 
Опубликован отчет Европейской комиссии по применению правовых инструментов в области экспорта. Согласно нему, эффективное выполнение и обеспечение соблюдения торговых соглашений ЕС и правил международной торговли увеличило экспорт ЕС в 2020 году на 5,4 млрд евро.
 
В опубликованном ежегодном отчете описываются действия Еврокомиссии в тесном партнерстве с представителями бизнеса ЕС, государствами-членами и заинтересованными сторонами по поддержанию открытости рынков и обеспечению того, чтобы торговые партнеры ЕС выполняли свои обязательства. Отчет охватывает четыре приоритетных области: (1) использование возможностей, предоставляемых торговыми соглашениями ЕС; (2) поддержка принятия торговых соглашений малыми предприятиями; (3) устранение торговых барьеров; (4) обеспечение выполнения торговых обязательств посредством урегулирования споров.
 
В частности, в 2020 году Еврокомиссия устранила 33 торговых барьера в 22 странах-партнерах, европейские компании экспортировали в 2020 году на 4 млрд евро больше, чем они могли бы экспортировать без устранения барьеров за последние 5 лет.
 
Кроме этого, Еврокомиссия запустила онлайн-платформу «Доступ к рынкам» (Access2Markets), которая обеспечивает информационную поддержку экспортеров – за год платформу использовали более 1,5 млн посетителей.
 
Единая точка входа (Single Entry Point) для жалоб, созданная в ноябре 2020 года, изменила способ, которым компании и заинтересованные стороны могут сообщать о торговых барьерах или нарушениях обязательств в области торговли и устойчивого развития со стороны стран-партнеров перед в Еврокомиссию. В частности, сейчас расследуется 29 официальных жалобы.
 
Комиссия также завершает разработку важных законодательных актов. Новый механизм проверки прямых иностранных инвестиций (Foreign Direct Investment Screening Mechanism), действующий с октября 2020 года, позволит государствам-членам ЕС и Еврокомиссии узнавать о соответствующих сделках, сотрудничать и координировать свои действия в отношении этих иностранных инвестиций.
 
В сентябре 2021 года вступили в силу обновленные правила экспортного контроля ЕС, предусматривающие, в том числе, контроль экспорта технологий двойного назначения.
 
Еврокомиссия также предложила создание Международного инструмента закупок (International Procurement Instrument), который поможет обеспечить равные условия на мировом рынке закупок. В настоящее время предложение находится в стадии рассмотрения в Европейском парламенте и Европейском совете.
 
Помимо этого, разрабатывается новый инструмент для устранения потенциальных искажающих эффектов иностранных субсидий на едином рынке ЕС.
 
 
 
 
28.10.2021
 
В Германии в октябре значительно возросли потребительские цены. Уровень инфляции в сравнении с октябрем 2020 года, по предварительным оценкам, составил 4,5%. Это самый высокий показатель за последние 28 лет – с августа 1993 года.
 
Особенно значительно – на 18,6% – повысились цены на энергоносители. Продовольственные товары подорожали в среднем на 4,4%, цены на услуги возросли в годовом отношении на 2,4%. Между тем в сравнении с сентябрем нынешнего года потребительские цены увеличились на 0,5%.
 
В числе причин высоких показателей инфляции, фиксируемых в Германии с июля текущего года – эффект от низких цен 2020 года, особенно временного снижения ставки НДС в прошлом году для поддержки экономики на фоне пандемии, а также находившиеся на низком уровне цены на нефтепродукты.
 
Кроме того, эксперты указали на введение в январе 2021 года сбора за выбросы углекислого газа (CO2), образующегося при сжигании дизельного топлива, бензина, мазута и природного газа в размере 25 евро, что в числе прочего приводит к росту цен на энергоносители.
 
 
 
 
 
29.10.2021
 
Немецкая ассоциация городов (Deutscher Städtetag, DS) намерена получить финансовую помощь от правительства Германии. По мнению представителей DS, финансовые средства необходимы городам для решения двух важных задач: компенсации потерь, которые принесла пандемия коронавируса, и расширение системы местного транспорта.
 
Сумма, которую DS требует дополнительно выделить федеральное и земельные правительства, составляет от 15 до 20 млрд евро. Денежные средства планируется использовать в 2021 и 2022 годах.
 
Кроме этого, DS отмечает необходимость усиления финансовой мощи городов Германии в целом. В частности, запрошено увеличение суммы денежных средств на регионализацию местного пассажирского ж/д транспорта на 1,5 млрд евро. Сейчас эта сумма составляет 9 млрд евро.
 
Кроме того, DS поднят вопрос о необходимости принятия «Закона об ускорении защиты климата». DS указывает, что, несмотря на большую актуальность «климатических» вопросов, процессы планирования и утверждения в Германии документов, связанных с расширением использования возобновляемых источников энергии, затягиваются на долгое время.
 
 
 
 
 
29.10.2021
 
В связи с нехваткой полупроводников компания Bosch AG (Германия) в следующем году инвестирует более 400 млн евро в свое производство микросхем. Деньги будут инвестированы в производства компании в Дрездене и Ройтлингене (Германия), а также Пенанге (Малайзия). «Спрос на полупроводники продолжает быстро расти. Поэтому, особенно в нынешней ситуации, мы последовательно расширяем производство полупроводников», – сказал Фолькмар Деннер (Volkmar Denner), председатель правления компании.
 
Всего 4 месяца назад компания Bosch открыла в Дрездене самый современный на континенте завод по производству микросхем. Производство полупроводников в Дрездене стоимостью более 1 млрд евро  –  это самое большое вложение в истории компании.
 
«Мы вкладываем огромные средства в полупроводниковые технологии. С нашей точки зрения, это, безусловно, направление с огромными возможностями роста, и оно останется таковым в будущем»,  – комментирует решение Ф.Деннер. Он также сослался на то, что местное производство оказывается выгоднее из-за упрощения логистики и концентрации научных и производственных мощностей.
 
Многие автопроизводители и производители электроники в настоящее время борются с нехваткой чипов на рынке. Нынешняя нехватка полупроводников возникла, среди прочего, ввиду стремительного роста спроса на ноутбуки и другие электронные устройства во время пандемии коронавируса. От этого особенно страдают автопроизводители. Узкие места на рынке полупроводников также затрудняют восстановление экономики после кризиса.
 
 
 
 
 
29.11.2021
 
Представители промышленности предупреждают о растущих трудностях с поставками сырья в Европу. Таким образом, они усиливают давление с целью пересмотра промышленной стратегии ЕС и обеспечения поставок важного сырья для европейской промышленности. На слушаниях в Комитете по промышленности Европарламента представитель Европейской ассоциации металлургической промышленности Eurométaux охарактеризовал ситуацию с некоторыми видами сырья как «крайне критическую».
 
Согласно его оценке, через месяц в Европе закончатся собственные запасы магния, через пять лет – лития, важного для производства аккумуляторов, а через десять лет – алюминия, важного для производства солнечных батарей.
 
Целью промышленной стратегии ЕС должно являться создание собственных цепочек поставок. Эта необходимость стала особенно очевидной в первые дни кризиса, вызванного пандемией коронавируса. Представитель брюссельского аналитического центра E3G рекомендовала депутатам Европарламента сфокусировать промышленную политику ЕС на пакете Fit for 55. Франк Хеемскерк (Frank Heemskerk), генеральный секретарь Европейского круглого стола по промышленности (ERT), объединения руководителей 60 крупнейших промышленных компаний ЕС, назвал основой успешной промышленной стратегии быстрое развертывание сети 5G, увеличение расходов ЕС на научные исследования и создание союза рынков капитала.
 
Energate Mobilität
 
 
 
31.10.2021
 
В Германии показатель инфицирования населения коронавирусом SARS-Cov-2 растет уже почти 2 недели подряд. Семидневный коэффициент, по данным на 31 октября, составил 149,4 на сто тысяч населения, сообщил Институт имени Роберта Коха (RKI). Накануне этот показатель составлял 145,1, а неделю тому назад - 106,3.
 
За минувшие сутки в Германии зарегистрировано 16 887 новых заражений, неделей ранее их было 13 732. За предшествующие 24 часа от COVID-19 умерли еще 33 человека. В целом за все время пандемии в Германии зафиксировано уже 4 597 550 случаев заражения, в том числе 95 729 – с летальным исходом.
 
Семидневный коэффициент загруженности клиник в ФРГ – ныне самый важный в стране критерий для введения антикоронавирусных ограничений – по данным на 29 октября, вырос до 3,50 на сто тысяч населения (28 октября – 3,31 и 27 октября – 3,07). Самый высокий до сих пор коэффициент загруженности клиник в Германии наблюдался в прошлогодний рождественский период - около 15,5 на сто тысяч населения.
 
 
 
 
 
01.11.2021
 
АО «Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта» (совместное предприятие холдинга «РЖД» и АО «Синара – Транспортные Машины») и ООО «Сименс Мобильность» подписали соглашение о разработке концепта нового высокоскоростного поезда для эксплуатации на российских высокоскоростных ж/д магистралях.
 
Партнёры намерены проводить технические консультации для разработки базовых концепций эскизного проекта нового высокоскоростного поезда для пространства 1520 и создания основы для развития проекта.
 
При разработке концепции будут учитываться все общие требования, предъявляемые РЖД к новому поезду, в также российские и международные стандарты, действующие в настоящее время.
 
 
 
 
 
02.11.2021
 
Катя Виндт (Katja Windt), член правления производителя оборудования SMS Group GmbH (Германия), отвечающая в компании за направление цифровизации, говоря о развитии сталелитейной промышленности, видит главную задачу в «объединении мира металлургов с миром программистов, специалистов по данным и искусственному интеллекту».
 
SMS Group уже произвели фурор в отрасли, разработав для американской компании Big River Steel систему «самообучающегося сталелитейного завода». Более 50 тыс. датчиков собирают данные на заводе в американском штате Арканзас, как с машин, так и с продукции. Таким образом, система может управляться в значительной степени автономно, а ее производительность может постоянно увеличиваться.
 
К.Виндт: «У нас есть решающее преимущество перед всеми другими начинающими компаниями в области цифровизации, – говорит она, – У нас есть 150 лет ноу-хау в металлургической промышленности, например, мы знаем, как ведет себя сталь с точки зрения ее свойств при прокатке. Мы объединяем наши знания в области металлургии с интеллектуальными алгоритмами обучения. Таким образом, с помощью процессов распознавания образов мы можем определить комбинации параметров, которые вызывают дефекты, и предотвратить их появление в будущем».
 
Главный инструмент SMS Group в этом плане – это SMS Digital GmbH, аналитический центр внутри группы. Вначале его основу составляли 20 ИТ-специалистов, сегодня же глобальная сеть насчитывает более 350 экспертов.
 
SMS Group предлагает более 200 цифровых продуктов. Компания развивает технологии виртуальной реальности (VR) и дополненной реальности (AR). Так называемые «цифровые двойники» уже стали стандартом: это означает, что о предприятии собирается так много данных, что его можно виртуально воспроизвести, а в некоторых случаях даже пройтись по нему, до ввода в эксплуатацию или во время работы. Таким образом, SMS Group смогла дистанционно ввести в эксплуатацию стан по производству тяжелых балок в Китае, а также расстроповочный пресс в России.
 
Преимущества очевидны: «Где мы можем сэкономить энергию? Где мы можем оптимизировать затраты по всей цепочке создания стоимости для наших клиентов? Где мы можем улучшить качество продукции? В каком порядке должны производиться заказы на заводе?». Теперь SMS Group может ответить на все эти вопросы с помощью данных и интеллектуальных алгоритмов обучения. «Мы не просто предсказываем ошибки, но одновременно корректируем комбинации параметров, чтобы избежать ошибок. Для меня это ядро Индустрии 4.0», – говорит К.Виндт. По ее словам, целью является создание в значительной степени автоматизированной фабрики, которая может управляться цифровым способом практически независимо от местонахождения.
 
К.Виндт также знает, что ее клиенты – особенно в Европе – в настоящее время не только борются с давлением цифровизации, но и что все производители стали сталкиваются с огромной проблемой декарбонизации производства, что в ближайшие несколько лет им придется отказаться от CO2-интенсивного производства. Технология для такого будущего уже существует – так называемые установки прямого восстановления. Существует и источник энергии будущего – «зеленый» водород, получаемый путем электролиза с использованием «зеленого» электричества. Единственная проблема заключается в том, что этот водород не будет доступен в достаточном количестве еще долгие годы. Поэтому производителям необходимо уже сейчас инвестировать в технологии, которые будут жизнеспособны в будущем, но будут работать и в переходный период.
 
К.Виндт отмечает, что SMS Group может «предложить решения по декарбонизации для всех направлений производства стали». При этом SMS Group также фокусируется на поиске ответов на важный вопрос: откуда возьмется «зеленый» водород? «Мы занимаемся разработкой технологий для производства водорода», - говорит Виндт. Особенно «захватывающим» является производство синтетических газов для производства синтетического топлива. Например, SMS Group инвестировала в дрезденскую компанию Sunfire, которая специализируется, в частности, на высокотемпературном электролизе, который считается особенно эффективным. Именно такие компании могут стать драйвером «стального поворота» (Stahlwende).
 
 
 
 
02.11.2021
 
В Германии за первые 9 месяцев 2021 года введено в эксплуатацию значительно больше новых наземных ветряных турбин, чем за тот же период прошлого года. С января по сентябрь к энергетической сети подключено 345 таких ВЭС-систем. Общая мощность их составила 1,4 гигаватта. Это более чем на 50% больше по сравнению с первыми девятью месяцами прошлого года.
 
Планируется, что в 4 квартале 2021 года ВЭС преодолеют критическую отметку в 2 гигаватта мощности. В целом, для качественного перехода на альтернативные источники энергоснабжения Германии потребуется минимум 5 гигаватт новых мощностей ВЭС. Речь идет о ветровых станциях, построенных на суше, то есть без учета морских комплексов.
 
С января по сентябрь больше всего ВЭС построено в федеральной земле Бранденбург –  76 ветрогенераторов. Далее федеральные земли следуют по убыванию:
Нижняя Саксония  –  71;
Северный Рейн-Вестфалия   –   50;
Шлезвиг-Гольштейн   –   48;
Бавария   –   8.
 
Впрочем, количество новых мощностей приходится коррелировать с теми, которые выведены по разным причинам из эксплуатации: за тот же период было остановлено 165 ветротурбин мощностью 172 мегаватт.
 
 
 
 
 
03.11.2021
 
Вместо того, чтобы вдвое сократить выбросы вредного для климата углекислого газа к 2050 году, как ранее планировала Всемирная организация судоходства (International Maritime Organization, IMO), теперь отрасль морского судоходства стремится к тому, чтобы к этому времени в атмосферу в принципе больше не выбрасывалось CO2.
 
«Наша отрасль хочет стать климатически нейтральной уже в 2050 году», – сказал Альфред Хартманн (Alfred Hartmann), президент Ассоциации судовладельцев Германии (Verband Deutscher Reeder, VDR). Он добавил, что Всемирная ассоциация судовладельцев (International Chamber of Shipping, ICS) по инициативе немецких судовладельцев представила соответствующее предложение в IMO в Лондоне, являющуюся организацией ООН.
 
«Защита климата не допускает больше отсрочек, как доказывает последний доклад Международной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК)», – сказал Хартманн. «Мы надеемся, что все участники цепочки морских перевозок, но особенно государства, окажут нам полную поддержку в решении этой важной задачи».
 
Ассоциация судовладельцев надеется, что ее инициатива послужит сигналом для поставщиков энергии, судостроителей и производителей двигателей инвестировать больше средств в «зеленые» силовые технологии и топливо. Оптимизации при строительстве и эксплуатации судов недостаточно. Скорее, необходима «революция в топливе» с точки зрения его разработки и доступности. «По сути, проблема не в двигателе, а в топливе», - подчеркнул президент VDR Хартманн.
 
Проблема в том, что в отличие от автомобилей, контейнеровозы не могут преодолевать большие расстояния за счет аккумуляторов. В морской отрасли обсуждается широкий спектр альтернативных концепций силовых установок и видов топлива. Помимо водорода и аммиака, в центре внимания находятся так называемые E-Fuels, например, метанол, при сгорании которого выделяется CO2, но при его производстве масса CO2 предварительно связывается, так что создается нейтральный цикл.
 
Однако все альтернативы объединяет то, что ни одна из них еще не готова к выходу на рынок и не доступна в больших масштабах для широкого практического использования. Поэтому в настоящее время судовладелец, заказывающий судно, может выбирать только между дизельной силовой установкой и установкой на сжиженном природном газе (СПГ), который также является ископаемым топливом.
 
Судоходство, которое перевозит около 90% всех товаров в мире, ответственно за более чем 2% всех выбросов CO2, согласно данным IMO. Отрасль находится под давлением, поскольку ЕС намерен ужесточить цели по сокращению выбросов парниковых газов. Согласно пакету Комиссии Fit for 55, к 2030 году они должны быть снижены, по меньшей мере, на 55% по сравнению с 1990 годом. К 2050 году ЕС не должен производить выбросов парниковых газов, вредящих климату.
 
 
 
 
03.11.2021
 
Рост цен на новые и подержанные автомобили способствует росту выручки BMW AG (Германия). В летнем квартале объем продаж мюнхенского автопроизводителя составил 27,5 млрд евро, что на 4,5% больше, чем год назад, и больше, чем ожидали эксперты. Операционная прибыль (EBIT) выросла почти наполовину до 2,88 млрд евро, тогда как эксперты ожидали 2,34 млрд евро.
 
Представители компании заявили, что в текущем году доходы концерна будут значительно выше, чем в прошлом году, поставки вырастут, несмотря на дефицит полупроводников, а маржа прибыли в автомобильном бизнесе составит от 9,5% до 10,5%. Однако дефицит микросхем, скорее всего, будет создавать трудности для BMW и в следующем году.
 
Автопроизводители по всему миру страдают от нехватки микросхем и в результате вынуждены сокращать производство. С июля по сентябрь 2021 года BMW AG поставила клиентам 593 177 автомобилей марок BMW, Mini и Rolls-Royce, что на 12,2% меньше, чем год назад.
 
 
 
 
03.11.2021
 
Производитель электромобилей Next.e.GO Mobile SE (Германия) намерен развивать предлагаемую своим клиентам услугу замены батарей их электромобилей. Next.e.GO Mobile планирует предоставлять своим клиентам возможность замены батарей в городских районах с помощью станций e.Pit. На них водители автомобилей e.GO Life смогут заменить разряженный аккумулятор на полностью заряженный. После этого у покупателей будет один месяц, чтобы забрать свой оригинальный аккумулятор. Эта услуга бесплатна для всех клиентов производителя электромобилей в рамках определенной годовой квоты.
 
В настоящее время процесс замены аккумулятора занимает около 60 минут и, таким образом, быстрее, чем его полная зарядка на обычной общественной зарядной станции, подчеркивают в Next Ego Mobile. Однако в будущем планируется сократить этот процесс до 30 минут.
 
Две станции e.Pit – в Аахене и Цюльпихе (федеральная земля Северный Рейн-Вестфалия) – уже работают. Следующие станции будут построены в Дюссельдорфе и Гамбурге. Планируются и другие.
 
Подобные решения не новы. Однако до сих пор они практически не прижились, особенно в секторе легковых автомобилей. Tesla, например, прекратила аналогичный пилотный проект в 2015 году.
 
Иная ситуация складывается в области микромобильности, где замена батареи может быть произведена гораздо быстрее. В этой же области, например, активно работает берлинский провайдер Greenpack, который управляет станциями замены батарей для электроскутеров.
 
Energate Mobilität
 
 
 
03.11.2021
 
Ожидается, что уже в ближайшие дни будет окончательно утверждено коалиционное соглашение нового правительства Германии, в котором будут определены новые направления развития страны, в том числе в части реструктуризации системы энергоснабжения.
 
Отмечается, что предпосылки для достижения климатической нейтральности к 2045 году «хорошие»: Европейский союз и Германия сформулировали четкие цели и подкрепили их стратегиями. Однако подчеркивается, что хотя соответствующие технологии, финансовые ресурсы на преобразования, а также поддержка общественности имеются, не хватает четких приоритетов в части развития и популяризации использования возобновляемых источников энергии и водорода. Когда речь идет о наращивании числа ветряных и солнечных электростанций, развитие систем накопления энергии и расширение системы линий электропередач, ощущается негативное влияние нехватки площадей, сложных и длительных процедур согласования и многолетних судебных разбирательств.
 
К 2030 году в ЕС планируется построить 40 гигаватт электролизных мощностей для производства экологически чистого водорода. Это необходимо для того, чтобы нефтеперерабатывающие заводы, химические компании и производители стали, например, которые не могут полностью электрифицировать свои процессы с помощью возобновляемой электроэнергии, больше не нуждались в ископаемом топливе.
 
Производство водорода представляет большой экономический интерес. Глобальный спрос будет развиваться быстрыми темпами: эксперты прогнозируют, что в 2030 году спрос составит 7 млн т. Через десять лет он составит уже 160 млн т.
 
Многие компании, которые готовы инвестировать, пока не решаются, потому что отсутствуют разумные рамочные условия, как для производства «зеленого» водорода, финансирования расширения сетевой инфраструктуры, так и для финансирования перехода на производственные процессы на основе водорода, а также для использования водорода и его импорта.
 
Решающую роль здесь играют критерии «зеленой энергетики», которые в настоящее время обсуждаются на европейском уровне. Они определяют, какая возобновляемая электроэнергия может быть использована для производства «зеленого» водорода и, таким образом, будут либо способствовать, либо препятствовать развитию «зеленой водородной экономики».
 
Отмечается, что расширение использования возобновляемых источников энергии должно быть значительно ускорено, чтобы удовлетворить дополнительный спрос. Идея тесной связи между возобновляемыми источниками энергии и электролизерами для производства водорода также должна быть проверена на практике. Солнце и ветер непостоянны. Промышленность не выиграет, если электролизеры будут останавливаться каждый раз, когда наступает штиль или пасмурная погода.
 
Поэтому необходим прагматизм, особенно на начальном этапе. Это может означать использование водорода «голубого», «бирюзового» или «серого» цветов во время переходного периода и роста рынка. Только таким образом, отмечают эксперты, можно будет обеспечить достаточные объемы для того, чтобы промышленность могла с самого начала эксплуатировать производственные установки, способные работать на водороде, что является ключевым условием для инвестиций. Со временем же водород может и должен становиться все более экологичным.
 
Существуют также вопросы относительно будущей сети водородных трубопроводов – классическая проблема «курицы и яйца»: в настоящее время нет сети и пока нет потребителей. Дело сдвинется с «мертвой» точки в том случае, если будет ясно, где в будущем будут находиться точки входа и выхода сети трубопроводов. Это даст компаниям уверенность в том, что они смогут подавать свой водород в сеть или получать энергоноситель в день «Х». Поэтому, отмечают экономисты, необходимо быстро разработать генеральный план водородной сети на 2045 год в Германии (лучше: в Европе), дополненный надежной дорожной картой того, где и когда водородные трубопроводы будут вводиться в эксплуатацию. Отмечается, что только с ориентиром на этот план компании смогут инвестировать.
 
Компания RWE AG (Германия) совместно с партнерами в Германии, Великобритании и Нидерландах активно участвует в 30 водородных проектах. Для этого у нее есть все необходимое: экологически чистая электроэнергия, ноу-хау в области производства водорода, мощности для его хранения и опыт сбыта.
 
Компания разрабатывает передовой проект GET H2 совместно с такими партнерами, как BP (Великобритания), Evonik Industries AG (Германия), Open Grid Europe GmbH (Германия), Nowega GmbH (Германия), Salzgitter AG (Германия) и Thyssengas GmbH (Германия) в Лингене, федеральная земля Нижняя Саксония. К 2024 году здесь будет построен 100-мегаваттный электролизный завод, работающий на энергии ветра, – один из крупнейших в Европе. Произведенный «зеленый» водород будет затем поступать по «переоборудованным» газопроводам в Рурскую область Германии. К 2026 году компания намерена увеличить мощность электролиза в Лингене до 300 мегаватт и построить там хранилища водорода. Электролизеры и хранилища затем будут подключены к газопроводам, соединяющим Марль, Дуйсбург и Зальцгиттер с голландской газовой сетью.