Дайджест СМИ
Оцените новость:
Голосов:  4
309
14.11.2021 в 15:07




Представляем дайджест публикаций германских СМИ №37 от 13 ноября 2021 года.
 
 
 
26.10.2021
 
Ведомство по экономике и экспортному контролю Германии (Bundesamt für Wirtschaft und Ausfuhrkontrolle, BAFA) запускает программу финансирования строительства судов-заправщиков для СПГ и экологически безопасных альтернативных видов топлива.
 
Программа финансирования, которая будет действовать до 2024 года, должна содействовать сокращению выбросов в судоходстве и ограничить последствия пандемии COVID-19 для германской морской отрасли.
 
Финансирование предназначено для компаний, которые заказывают строительство новых судов-заправщиков на верфи с постоянным представительством или филиалом в Германии, и покрывает до 40% затрат на строительство нового заправочного судна в течение срока реализации проекта, не превышающего 3 лет.
 
Ставка финансирования составляет 35% от затрат при условии, что они составляют до 50 млн евро на судно, и снижается до 25%, если эти расходы превышают 50 млн евро. Максимальная ставка гранта увеличивается в обоих случаях на 5%, если для нового судна будет предусмотрен переход на использование особо коррозийных видов топлива, таких как аммиак или метанол.
 
Перед подачей заявки в BAFA должен быть проведен конкурс на заключение контракта на поставку предполагающегося к строительству судна-заправщика. Финансирование будет предоставляться только для проектов, по которым до принятия решения о финансировании еще не были заключены контракты на поставку или обслуживание.
 
Заявки на участие в программе финансирования подаются в BAFA в установленный срок. Первый срок – 31 января 2022 года. Заявки, полученные после этого срока, могут быть рассмотрены только в следующей «волне».
 
Дополнительную информацию о программе и требованиях к финансированию можно найти по ссылке: https://www.bafa.de/lng
 
 
 
 
03.11.2021
 
ЕС ужесточает мониторинг качества продовольствия, ввозимого из третьих стран. 3 ноября Еврокомиссия опубликовала обновленный регламент импорта продовольствия из третьих стран, в соответствии с которым временно усиливается интенсивность мониторинга безопасности ввозимых продуктов питания и кормов неживотного происхождения из более чем 20 государств. Сообщается, что ограничения, в первую очередь, коснутся поставок арахиса, орехов, фруктов, овощей, полученной в результате их переработки продукции, а также иных категорий продовольствия из Азербайджана, Грузии, Индии, Турции, США, КНР и ряда других стран. Изменения вступают в силу 23 ноября текущего года.
 
 
 
 
04.11.2021
 
Нефтеперерабатывающий завод Shell Deutschland GmbH (Германия) в Весселинге под Кельном должен перейти на водород и биотопливо уже в 2025 году. Переработку сырой нефти на заводе планируют прекратить с 2025 года.
 
В результате, согласно плану, компания начнет производить водород или биотопливо на новых или переоборудованных предприятиях. Компания подчеркнула, что планирование прекращения переработки сырой нефти все еще находится на ранней стадии. Окончательное инвестиционное решение будет принято не ранее 2023 года. Что касается соседнего нефтеперерабатывающего завода Shell в Кельн-Годорфе – его изменения не затронут.
 
Этот план – очередной шаг в преобразовании бывшего нефтеперерабатывающего завода Shell Rheinland в энергетический и химический парк. В июле Shell уже запустила там 10-мегаваттную установку для производства «зеленого» водорода.
 
Кроме этого, на заводе планируется строительство еще одной электролизной установки мощностью 100 мегаватт. Более того, здесь будет построен завод, на котором из экологически чистого электричества и биомассы можно будет производить синтетическое авиационное топливо и сырой бензин.
 
Компания стремится к тому, чтобы сделать свое производство климатически нейтральным к 2050 году или даже раньше. По данным самой компании, преобразования в Весселинге позволят экономить миллион тонн выбросов CO2 в год.
 
В конце октября генеральный директор головной компании Royal Dutch Shell plc (Нидерланды) Бен ван Берден (Ben van Beurden) объявил о значительном ускорении темпов преобразований в области защиты климата. Крупнейшая в Европе корпорация испытывает давление со стороны инвесторов, которые требуют более быстрого отказа от ископаемых видов топлива.
 
В мае голландский суд обязал компанию больше работать на благо климата. Мощность завода по перегонке сырой нефти в Весселинге составляет чуть менее 8 млн тонн в год. В Годорфе мощность составляет 9 млн тонн. Вместе они являются крупнейшими в Германии нефтеперерабатывающими производствами. Заводы производят бензин, дизельное топливо, печное топливо, парафин и другие горюче-смазочные материалы.
 
До этого в июле Shell продала свою долю завода в Шведте эстонской компании, оставшаяся доля в крупнейшем на сегодняшний день заводе Miro в Карлсруэ также выставлена на продажу. Кроме того, Shell по-прежнему управляет почти 2 тыс. автозаправочными станциями в Германии, являясь второй по величине сетью.
 
 
 
 
04.11.2021
 
Почта Германии Deutsche Post AG в четвертый раз обновляет прогноз прибыльности. Почта переживает стремительный рост. Эксперты утверждают, что на это влияют высокие тарифы на доставку и большие объемы перевозок. Прибыль Deutsche Post до вычета выплат и налогов составит более 7,7 млрд евро. Это на 10% больше, чем планировалось ранее. Deutsche Post хочет увеличить свою операционную прибыль до более чем 8 млрд евро к 2023 году. Бизнес Deutsche Post продолжает процветать благодаря экспресс-доставкам, которые осуществляются по суше или по воздуху от имени компаний для коммерческих потребителей. Учитывая рост продаж более чем на 50%, произведено сильное увеличение воздушного, морского и наземного логистического парка компании.
 
Deutsche Post также зафиксировала рост почти на 20% продаж своих услуг до 20 млрд евро. Операционный результат вырос в третьем квартале примерно на 29%. Чистая прибыль составила почти 1,1 млрд евро.
 
 
 
 
 
05.11.2021
 
В Германии в ближайшие годы развернется широкомасштабное строительство новых газовых электростанций. Именно им будет поручено подстраховать возобновляемую энергетику в условиях закрытия АЭС и форсированного отказа от угольной генерации электроэнергии. Таков, судя по всему, стратегический план еще не сформированного следующего правительства ФРГ, и он пользуется очевидной поддержкой немецкого большого бизнеса.
 
«Новое правительство в течение первого года примет все законодательные меры для того, чтобы Германия не столкнулась с нехваткой электроэнергии и могла бы производить достаточное количество электричества для промышленности будущего и для будущих рабочих мест», - обещал социал-демократ Олаф Шольц (Olaf Scholz) в конце октября на съезде Профсоюза работников горнодобывающей, химической и энергетической промышленности Германии (Industriegewerkschaft Bergbau, Chemie, Energie, IG BCE).
 
 
 
07.11.2021
 
Объединение немецких торгово-промышленных палат (Deutscher Industrie- und Handelskammertag, DIHK) считает ухудшение ситуации в автомобильной промышленности весьма опасным явлением для имиджа Германии, как промышленного центра и места для ведения бизнеса.
 
«Автомобильная промышленность с ее многочисленными поставщиками услуг и компаниями объединяет более 1 млн сотрудников и более 5% от общего объема экономического производства Германии, обеспечивая таким образом создание рабочих мест в Германии», - сообщил генеральный директор Агентства печати Германии (Deutsche Presse-Agentur GmbH) Мартин Ванслебен (Martin Wansleben).
 
Согласно результатам осеннего обзора бизнеса DIHK, автомобильная промышленность сейчас оценивает свое положение значительно хуже, чем в начале лета текущего года: 36% компаний отмечает хорошее состояние своего бизнеса, 26% - плохое.
 
В отрасли происходят глубокие структурные изменения. На этом фоне растущие цены на сырье и дефицит полупроводников создают дополнительные проблемы. Рост цен на сырье и энергию, безусловно, является самым большим экономическим риском для автомобильной промышленности. Кроме того, нехватка квалифицированных работников, ослабление мировой экономики и проблемы с цепочками поставок обременяют бизнес компаний, в значительной степени ориентированных на экспорт.
 
«Инвестиционные планы компаний в настоящее время ориентированы на процесс трансформации в сторону большей электрификации, цифровизации и автоматизации, а также на соответствующую реструктуризацию», - подчеркнул М.Ванслебен, – «Но и здесь есть недостаток: проблемы с финансированием в подотрасли автомобильных комплектующих более выражены, чем в среднем по отрасли в целом».
 
 
 
 
 
09.11.2021
 
Германский оператор распределительной сети Mitteldeutsche Netzgesellschaft Gas mbH (Mitnetz Gas) и дочерняя компания Ontras Moviatec GmbH хотят в будущем совместно осуществлять строительство и эксплуатацию сети водородных заправочных станций по всей Германии. Обе компании подписали соглашение о сотрудничестве с этой целью. В рамках сотрудничества Mitnetz Gas будет обращаться к заинтересованным сторонам, прежде всего в муниципальном секторе, а Moviatec, как поставщик услуг для газовых заправочных инфраструктур, будет строить заправочные станции и обеспечивать их подключение к инфраструктуре. Затем Mitnetz Gas возьмет на себя оперативное управление готовыми объектами.
 
Представители обеих компаний отмечают, что спрос на региональные водородные заправочные станции растет. Альтернативное топливо будет набирать долю в грузовых перевозках на дальние расстояния и в региональном общественном транспорте, особенно в сельских и горных регионах. По мнению руководства компаний, сотрудничество предлагает наилучшие условия для развития сети водородных заправочных станций в Германии. Водородная мобильность может внести успешный вклад в снижение выбросов CO2 только в том случае, если своевременно будет обеспечена необходимая заправочная инфраструктура.
 
Energate Mobilität
 
 
 
09.11.2021
 
В отличие от многих других поставщиков автокомпонентов компании Schaeffler AG (Германия) удается придерживаться заявленного ранее прогноза прибыли в текущем году. Причиной роста является успешная диверсификация бизнеса компании, а именно производство продукции не только для автомобилестроителей, но и для промышленных нужд. В то время как автомобильному подразделению Schaeffler пришлось смириться с 12% снижением доходов в третьем квартале 2021 года, промышленный бизнес смог продемонстрировать двузначный рост. Таким образом, общий доход концерна в третьем квартале снизился лишь на 3% до 3,3 млрд евро.
 
Благодаря хорошей деловой активности в первой половине года, доходы за первые 9 месяцев выросли примерно на 16% и составили 10,3 млрд евро. Однако в целом за год представители фирмы ожидают, что доходы группы увеличатся более чем на 7%. В конце июля компания Schaeffler все еще прогнозировала рост более чем на 11%.
 
В настоящее время автопроизводители страдают от дефицита микросхем, по этой причине многие в последние месяцы были вынуждены сократить производство. Таким образом они также стали реже обращаться к поставщикам автокомпонентов. Наряду с этим эксперты отмечают, что следует ожидать ухудшения ситуации в связи с ростом цен на сталь.
 
За первые 9 месяцев 2021 года операционная прибыль Schaeffler выросла до 994 млн евро с 376 млн евро. Генеральный директор Schaeffler Клаус Розенфельд (Klaus Rosenfeld) по-прежнему считает, что в целом за год операционная прибыль составит от 8% до 9,5%.
 
Несколько дней назад Continental AG (Германия), акции которой котируются на бирже DAX, также понизила свой прогноз продаж, а соответственно и прибыли. Теперь компания ожидает, что скорректированная маржа по доходам от продаж составит от 5,2% до 5,6% вместо прежних 6,5%-7%. В качестве причин Continental назвала сохраняющиеся проблемы в производстве и поставках полупроводников, неопределенность в цепочке поставок и рост стоимости сырья и комплектующих.
 
Руководство немецкого автомобильного поставщика трансмиссий Vitesco Technologies Group AG недавно заявила о значительном влиянии на ситуацию текучести кадров. Прогнозы компании на будущее неоднозначны.
 
Другие компоненты и материалы также в дефиците. «Мы слышим от поставщиков и субпоставщиков, что их запасы алюминия в настоящее время быстро сокращаются», - говорит Ларс-Петер Хефеле (Lars-Perter Hefele), эксперт по сырью в консалтинговой фирме Inverto GmbH (Германия), специализирующейся на цепочках поставок.
 
Эксперты отмечают, что особенно тяжело приходится небольшим компаниям с годовым объемом продаж от 50 до 200 млн евро. Schaeffler находится в гораздо более устойчивом положении. Тем не менее, группа все еще сильно зависит от технологий двигателя внутреннего сгорания, но некоторые продукты, например, подшипники необходимы и в электромобилях, компания активно развивает предложения для электромобильности. В том числе компания инвестирует в новые перспективные отрасли: недавно Schaeffler заключила партнерство с израильской технологической компанией Mobileye в части разработок основы для роботизированных такси.
 
 
 
 
 
09.11.2021
 
Число зарегистрированных электрических автомобилей выросло на 123% в 14 странах в третьем квартале 2021 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, согласно последним результатам исследования, лидером по объему продаж стал Китай.
 
Согласно отчету, в третьем квартале в Китае было зарегистрировано 782 тыс. новых электромобилей, что показывает рост на 190%. Рост числа электромобилей на 5 рассматриваемых исследованием европейских рынках – в Германии, Великобритании, Италии, Франции и Испании – был не таким высоким и составил чуть более 53%. Согласно данным экспертов, впервые количество зарегистрированных электромобилей выросло сильнее, чем подключаемых гибридов (+45,5%) и автомобилей с другими гибридными двигателями (19,7%).
 
Распространение различных систем электропривода сильно варьируется от региона к региону. В Германии, например, гибриды по-прежнему доминируют с долей рынка 16,6%. Однако за последние 12 месяцев в лидеры вышли подключаемые гибриды и электрокары, их доли рынка составили 11,9% и 11,7%, соответственно. Эксперты называют одной из причин такого роста беспрецедентно активную деятельность автопроизводителей по переориентации производственных мощностей на новые электрические модели.
 
Эксперты прогнозируют, что электромобили догонят или обойдут в популярности и степени распространения классические автомобили с двигателем внутреннего сгорания в Европе через несколько лет. Ожидается, что к 2030 году доля продаж электрокаров в Европе достигнет чуть более 50%.
 
Energate Mobilität
 
 
 
09.11.2021
 
BioNTech SE (Германия) превратила Майнц из города-банкрота в город-миллиардер: согласно заявлению германской фармацевтической фирмы, за первые девять месяцев 2021 года прибыль компании от продажи вакцины против COVID-19 составила более 7,1 млрд евро. Вместо долгов в размере 36 млн евро успех иммунотерапевтической компании обеспечит столице федеральной земли Рейнланд-Пфальц, как ожидается, профицит бюджета в размере 1,1 млрд евро к концу текущего года. При этом ожидается, что к 2022 году данная сумма увеличится на 490,8 млн евро. Это означает, что город сможет выплатить свои долги на сумму около 634 млн евро. Более того, ожидается, что это произойдет до конца следующего года.
 
Мэр города Михаель Эблинг (Michael Ebling) на пресс-конференции заявил, что Майнц может стать ведущим в мире центром исследований и разработок в области биотехнологии и, таким образом, привлечь ведущих ученых. Для этой цели на площади более 30 гектаров планируется открытие Исследовательского центра BioTechHub, в центре внимания которого будут исследования рака и старения. Подчеркивается, что в ближайшие 10 лет в городе будет создано до 5 тыс. новых рабочих мест.
 
 
 
 
 
09.11.2021
 
Volkswagen AG (Германия) планирует строительство нового завода по производству электромобилей в Вольфсбурге. Конкурируя с Tesla, Volkswagen создаст собственный завод по выпуску принципиально новой электрической модели Trinity. Завод будет построен недалеко от штаб-квартиры Volkswagen в Вольфсбурге. Однако наблюдательный совет компании еще должен окончательно утвердить решение 9 декабря. Проект считается одним из ключевых в инвестиционной стратегии Volkswagen на ближайшие 5 лет. Согласно информации, производство Trinity будет размещено в отдельном цехе. По оценкам, его строительство может стоить не менее нескольких сотен миллионов евро. Производство Trinity должно начаться в 2026 году. Trinity – это полностью переработанная автомобильная система, в которой будут использоваться самые современные электрические приводы, а также в значительной степени самопрограммируемое ПО, собственные сети и технологии автономного вождения от Volkswagen. Для этого основной бренд использует усовершенствованную платформу SSP, к которой также могут получить доступ дочерние компании. Планируется, что всего на этой технической базе будет построено более 40 млн автомобилей.
 
 
 
 
09.11.2021
 
Еврокомиссия ввела антидемпинговые пошлины на поставку фанеры из России, которые затронут крупнейшего в мире производителя фанеры ООО «Свеза» (Россия) и ООО «УК «Сегежа Групп» (Россия).
 
Европейская комиссия решила ввести постоянные антидемпинговые пошлины на ввоз березовой фанеры из России вместо временных пошлин, которые действовали с июня 2021 года.
 
Размер постоянных пошлин отличается от временных. Так, для предприятий крупнейшего в мире производителя фанеры «Свеза» размер пошлины снижен с 15,9% до 14,4%, а для ООО «Вятский фанерный комбинат», принадлежащего «Сегежа Групп», – с 15,7% до 14,85%.
 
Россия – основной поставщик березовой фанеры в Европу. В 2019 году объем европейского импорта составил 1,082 млн куб. м, а доля поставок из России на европейском рынке увеличилась с 46% в 2017 году до 56% в 2020 году, следует из данных Еврокомиссии. По данным внешнеторговой базы Eurostat, в 2019 году в денежном выражении импорт березовой фанеры из России составил 145 млн евро, в 2020 году – 95 млн евро. Среди основных поставщиков из России – «Свеза», «Сегежа Групп», а также ООО «Сыктывкарский фанерный завод» и ООО «Жешартский ЛПК» (входит в «Юнайтед Панел Груп»).
 
Постоянные пошлины, как и временные, были введены как ответ на жалобу производителей из стран ЕС. Она была подана в Еврокомиссию еще в августе 2020 года европейским Консорциумом деревообрабатывающей промышленности (Woodstock Consortium) от имени двух производителей, выпускавших в 2019 году более 25% всей березовой фанеры в Евросоюзе.
 
В ходе предварительного расследования европейский регулятор пришел к выводу, что экспортеры фанеры из России занижали цены на свой товар – по его данным, средние цены на фанеру из России с 2017 года до весны 2021 года снизились почти на 10%, с 646 евро до 584 евро за тонну.
 
Из-за пошлин российская фанера будет поставляться по «более высоким ценам», что неизбежно приведет к повышению стоимости продукции, выпускаемой ее европейскими клиентами, и снижению ее конкурентоспособности в границах ЕС и на мировом рынке. Временные пошлины уже стали одной из причин резкого роста цен на фанеру на европейских рынках наряду с повышенным спросом на стройматериалы.
 
 
 
 
 
09.11.2021
 
Немецкий производитель автомобилей Porsche AG строит сеть быстрой зарядки в Альпах – на пограничном перевале Бренне, расположенном между федеральной землёй Австрии Тироль и итальянской автономной провинцией Южный Тироль. Это наиболее используемое дорожное соединение между Австрией и Италией, также имеет важное значение для южной Германии.
 
Перевал на высоте 1 370 метров над уровнем моря, очевидно, является своего рода воротами для водителей спортивных автомобилей. По четырехполосной автомагистрали можно добраться, например, до горнолыжных курортов в итальянских Доломитах или с юга в окрестности Инсбрука (Австрия). Для Porsche перевал Бреннер в будущем приобретет особое значение. Премиальный бренд Volkswagen Group (Германия) планирует открыть там новый зарядный парк. До 12 колонок быстрой зарядки, предназначенных исключительно для водителей электромобилей Porsche. Владельцы электромобиля Taycan, например, смогут заряжать свой автомобиль быстрее – без необходимости делить пункты зарядки с водителями других электромобилей.
 
Бреннер – это лишь одно из примерно 100 мест в Европе, которые компания Porsche хочет оборудовать своими зарядными парками – в идеале с прилегающим кафе. Идея заключается в создании «эксклюзивной сети быстрозарядных устройств для изысканной клиентуры со скоростью зарядки, которая должна отодвинуть конкурентов в тень». В настоящее время компания ищет подходящие места. В Германии планируется построить от 10 до 15 комплексов станций. Таким образом, Porsche копирует стратегию своего ближайшего конкурента, компании Tesla.
 
Американский пионер электромобилестроения инвестировал в станции быстрой зарядки по всей Европе, тем самым в значительной степени развеяв опасения покупателей по поводу дальности хода своих электроавтомобилей. Теперь Porsche чувствует угрозу со стороны Tesla: американцы впервые обогнали Porsche по продажам в Германии. К концу октября Tesla продала почти 26 тыс. новых автомобилей, а ее доля на рынке составила 1,3%. За первые 10 месяцев компания Porsche продала всего около 20 тыс. автомобилей, что соответствует доле рынка в 1%. Новый завод в Грюнхайде должен предоставить Tesla дополнительные преимущества.
 
 
 
 
09.11.2021
 
«Сбербанк» намерен резко сократить расходы на содержание своего представительства в Австрии и развивать в Европе цифровой банкинг. «Сбербанк» не планирует продавать оставшиеся активы в Австрии, Германии и Чехии после ухода с рынка в 5 европейских странах, но изменит там стратегию бизнеса.
 
3 ноября европейское подразделение Sberbank Europe AG подписало соглашение о продаже своих «дочек» в Боснии и Герцеговине, Хорватии, Венгрии, Сербии и Словении структурам сербской MK Group. Сумма анонсированной сделки составит около 500 млн евро. На продажу выставлены активы на 7,3 млрд евро, на конец прошлого года бизнес этих дочерних банков охватывал 600 тыс. клиентов.
 
«Мы остались в Австрии, Германии и Чехии. В Австрии мы предполагаем сохранение нашего присутствия, но мы резко сократим «голову» холдинга и расходы на нее, в Германии и Чехии мы предполагаем дальнейшее развитие. В Чехии у нас очень хороший банк, очень хорошо развивается, в Германии у нас цифровой банк. Мы предполагаем в дальнейшем их перевод на единую лицензию и предоставление digital-услуг, во-первых, на территории тех стран, где мы уже находимся, и в дальнейшем, может быть, digital-услуги будут предоставлены в большей географии европейского региона», – сказал глава «Сбербанка» Герман Греф.
 
 
 
 
10.11.2021
 
Ассоциации электромобилей из Германии, Австрии и Швейцарии подписали соглашение о транснациональном сотрудничестве. Название инициативы "eDACH2030", организации заявляют таким образом о своих совместных намерениях по развитию электромобильности в немецкоязычных странах. Соглашение подразумевает совместную техническую работу по отдельным темам, координацию и согласование позиций, а также совместное лоббирование на уровне ЕС. Эксперты из Ассоциации электромобильности Германии (Bundesverband eMobilität e.V., BEM) отмечают, что «на фоне растущей потребности в скоординированной политике в области мобильности и климата, более чем разумно объединить компетенции экспертов в области электромобильности и развивать синергию, ведь развитие новой мобильности не останавливается на государственных границах. Уже сегодня многие компании в трех странах тесно сотрудничают, поэтому соответствующее объединение является логическим следствием. Три структуры объединяют свои компетенции, чтобы сформировать сильную сеть в самом сердце Европы».
 
Energate Mobilität
 
 
 
10.11.2021
 
Германский офис Raiffeisen Bank (Австрия) выдал компании R-Pharm Germany GmbH (входит в группу «Р-Фарм») инвестиционный кредит на сумму 50 млн евро. Деньги пойдут на расширение производственных мощностей завода в городе Иллертиссен для производства антиковидных вакцин.
 
Дополнительные мощности необходимы R-Pharm Germany для того, чтобы развернуть производство наиболее востребованных биофармацевтических препаратов, в частности, антиковидных вакцин и препаратов от широкого спектра заболеваний на базе моноклональных антител.
 
По расчетам производителя, при полной мощности линии будут производить до 150 млн доз вакцины в год. Наряду с вакциной завод также будет выпускать препарат от ревматоидного артрита «Артлегиа», который хорошо себя зарекомендовал в лечении пациентов с коронавирусом. Старт производства запланирован на январь 2022 года.
 
Также предполагается, что после одобрения со стороны Европейского агентства лекарственных средств (European Medicines Agency, EMA) российской вакцины от коронавируса «Спутник V» новые производственные линии позволят расширить экспортные поставки и этой вакцины.
 
 
 
 
11.11.2021
 
Для многих машиностроительных компаний нехватка сырья и промежуточных продуктов сегодня также является самым большим препятствием для их деятельности на важных зарубежных рынках Бразилии, России, Индии и Китая (БРИК). Помимо нехватки производственных ресурсов, производственный процесс затрудняют более длительные сроки доставки и проблемы в логистической цепочке. Весной наибольшее влияние на бизнес оказали коронавирусные ограничения в разных странах. Тем не менее, подавляющее большинство членов Союза машиностроителей Германии (Verband Deutscher Maschinen und Anlagenbau e.V., VDMA), работающих в странах БРИК оценивает ситуацию в бизнесе как позитивную и ожидает двузначного процентного роста оборота во всех странах по итогам 2021 года – хотя и на фоне «слабого» предыдущего года. Без сбоев в поставках, несомненно, был бы возможен более высокий рост, пояснили в VDMA.
 
В Китае темпы роста в секторе машиностроения в 3 квартале 2021 года вернулись к докоронавирусным однозначным процентным показателям. Опрошенные компании не ожидают серьезных импульсов роста в Китае в краткосрочной перспективе: чуть менее половины (49%) компаний ожидают, что в ближайшие 3 месяца объем поступающих заказов будет стагнировать, а почти каждая пятая (18%) компания даже прогнозирует сокращение заказов. Анализ деловой ситуации по подсекторам показывает следующую картину: компании из сектора строительного оборудования оценивают ситуацию значительно хуже, чем в среднем по машиностроению. Производители оборудования для обрабатывающей промышленности и средств автоматизации, напротив, оценивают ситуацию гораздо более позитивно.
 
«Ситуация в китайском секторе недвижимости явно напряженная. В 3 квартале строительство жилья сократилось примерно на 17%. Это оказывает заметное влияние на производителей строительной техники и их поставщиков», – объясняет главный экономист VDMA д-р Ральф Вихерс (Dr. Ralph Wiechers). «С другой стороны, компании в Китае из перерабатывающей промышленности, такие как химическая и нефтехимическая промышленность, фармацевтика и газопереработка, инвестируют значительные средства. От этого выигрывают производители промышленной арматуры, технологического оборудования и насосов», – говорит Р.Вихерс. Кроме того, в промышленности иногда происходят непредсказуемые отключения электроэнергии, что создает трудности для местных компаний. До 29% компаний сообщают, что это является тормозящим фактором в их деятельности.
 
Компании-члены VDMA, работающие в России, продолжают однозначно позитивно оценивать свое положение. Треть опрошенных местных машиностроительных компаний ожидают увеличения объема поступающих заказов в ближайшие 3 месяца, и только 6% ожидают снижения объема поступающих заказов. Среди препятствий для бизнеса на первом месте для компаний сейчас стоят коронавирусные ограничения. Обязательная рабочая виза для работников сборочных производств в России также продолжает создавать серьезные проблемы: 54% респондентов назвали ее препятствием для своей деятельности.
 
Германские предприятия в Индии, опрошенные VDMA, настроены также позитивно. В последнем исследовании показатели загрузки производственных мощностей и деловой ситуации даже достигли второго по величине результата с начала проведения исследования. Только весной 2018 года, то есть в период глобального экономического бума, компании в Индии оценили ситуацию в бизнесе лучше. Почти 3 из 4 компаний ожидают, что объем поступающих заказов продолжит расти, и только 3% ожидают снижения заказов в ближайшие 3 месяца. «Позитивные условия ведения бизнеса в Индии отражаются и на экспорте машин из Германии в Индию. В период с января по август они выросли более чем на 30%. Однако докризисный уровень еще не достигнут», – говорит главный экономист VDMA.
 
В Бразилии – наиболее важном рынке сбыта и производства машиностроения в Латинской Америке – около половины (52%) опрошенных компаний-членов VDMA оценивают ситуацию в бизнесе как хорошую, и только 2% – как плохую. Аналогично, около половины (48%) ожидают увеличения объема поступающих заказов в ближайшие 3 месяца, в то время как 17% ожидают его снижения. Самым большим препятствием для развития бизнеса является нехватка сырья и промежуточных продуктов. Тем не менее, ожидания компаний преимущественно положительные и на ни мало влияют политическая неопределенность, вызванная президентскими выборами в 2022 году, и высокая инфляция, оцениваемая в 2021 году примерно в 8%. Это отражается, в частности, в оценках оборота членов VDMA в Бразилии, которые ожидают двузначного процентного роста в 2022 году.