TÜV о роли синтетического топлива в декарбонизации сектора транспортной мобильности
Оцените новость:
Голосов:  6
68
26.11.2021 в 09:41


В ноябре 2021 года германская Ассоциация TÜV (нем. TÜV-Verband e.V.), представляющая интересы организаций технического надзора TÜV в Германии и странах Европы, представила аналитический документ с изложением позиции относительно роли синтетического топлива (E-Fuels)[*] в декарбонизации сектора транспортной мобильности и перспектив его использования.
 
Так, синтетическое/электротопливо позиционируется как климатически безопасная альтернатива бензину, дизельному топливу и метану. Это связано с тем, что если синтетические виды топлива производятся с использованием возобновляемых источников энергии, то с точки зрения энергобаланса они относятся частью экспертов к климатически нейтральным. Теоретически, любой автомобиль, работающий на топливе, может быть полностью или частично заправлен синтетическим топливом. Это объясняет нынешнюю популярность темы E-Fuels. В дополнение к электромобилям, транспортные средства, работающие на синтетическом топливе, могут внести свой вклад в создание более благоприятного для климата сектора мобильности.
 
Однако предложения Еврокомиссии из пакета «Fit for 55» фактически означают запрет на регистрацию новых легковых и легких коммерческих автомобилей с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) с 2035 года. Эти ограничения также повлекут снижение потребности в альтернативных видах топлива, таких как биотопливо и E-Fuels, которые не относятся официальным Брюсселем к «локально безэмиссионным». Поэтому у экспертов возникает вопрос, насколько целесообразно дальнейшее развитие синтетического топлива и где в будущем следует его использовать в отсутствие энергоэффективных альтернатив.
 
В своем новом программном документе Ассоциация TÜV рассматривает возможный вклад синтетических видов топлива в декарбонизацию индивидуального автотранспорта. В частности, с учетом предполагаемого сохранения автопарка с ДВС на десятилетия, в документе анализируются преимущества и недостатки этого вида топлива.
 
В своём позиционном документе Ассоциация TÜV отдает предпочтение существующим энергоэффективным вариантам в индивидуальном транспорте, к которым немецкие специалисты относят, в частности, аккумуляторные электромобили. Следовательно, в целях декарбонизации в краткосрочной и среднесрочной перспективе предлагается применять синтетическое топливо только в тех областях, где аккумуляторно-электрические (BEV) и/или топливные элементы (FCEV) использовать затруднительно по техническим причинам, например, на воздушном, морском транспорте и в рамках крупнотоннажных грузовых перевозок. Одновременно указывается, что в будущем и в этих сферах планируется прямое использование водорода. Ассоциация TÜV также отмечает, что, несмотря на сравнительно высокую удельную энергию, синтетическое топливо имеет значительно более низкий КПД по сравнению с BEV и FCEV. Учитывая ограниченное в настоящее время количество возобновляемых источников энергии в структуре электроэнергетики, это будет работать против массового производства и широкого использования синтетического топлива в индивидуальном транспорте. Использование «зеленого» водорода в транспортных средствах на топливных элементах также считается намного более эффективным, чем синтетическое топливо в ДВС. Кроме того, BEV и FCEV не производят никаких местных выбросов, таких как оксид азота и мелкие частицы пыли, как это происходит в процессе сгорания топлива; BEV и FCEV снижают шумовое загрязнение от дорожного движения и поэтому приобретают всё большую актуальность, особенно в городских районах. Поэтому специалисты Ассоциации TÜV предлагают использовать E-Fuels в тех странах, в которых топливо может производиться из возобновляемых источников и где соответственно они могли бы внести значительный вклад в декарбонизацию транспортного сектора. Также в странах с развивающейся экономикой, где невозможно перейти на электромобильность в значимых масштабах в ближайшие году в силу энергодефицита или предпочтительного использования биотоплива вместо электричества, использование E-Fuels, по оценке Ассоциации TÜV, сможет помочь снизить выбросы СО2 в транспортном секторе.
 
Позиционный документ Ассоциации TÜV представлен по ссылке (немецкий язык, PDF, 1,92 Мб):

[*] При производстве синтетического топлива водород получают с помощью электричества. На следующем этапе процесса полученный таким образом водород может быть преобразован в метан с помощью диоксида углерода, например, из окружающего воздуха. В последующем синтезе Фишера-Тропша метан превращается в жидкое топливо, аналогичное бензину или дизельному топливу. Если эти синтетические виды топлива производятся исключительно с использованием электроэнергии из возобновляемых источников, то с точки зрения энергобаланса они считаются климатически нейтральными.